Последнее обновление: 02/09/2013 в 7:22
9 Март 2013

Старение мозга

Старение мозга

Старение мозгаСтарение мозга обладает некоторыми особенностями, которые позволяют ему конкурировать с более молодым мозгом. Важно правильно использовать эти особенности. Обычно средним называют возраст между 40 и 68 годами. Человек понимает, что он стал чуть менее внимателен, чуть более забывчивым и чаще думает о том, что ждёт его впереди, ему становится страшно потерять разум. Неужели спустя годы он будет бормотать несвязные слова, забывать имена, забывать куда и зачем он пришёл? Неужели это неизбежно и мозг постепенно катится вниз?

Было принято считать, что старение тела и старение мозга идут рука об руку. Однако, в последнее время социологи, психологи, нейроспециалисты обнаружили, что мозг среднего возраста  совсем не обязательно изменяется в том же направлении, что и наше тело. Исследованиям в этом направлении способствовало развитие в конце прошлого века методов магнито-резонансной томографии (МРТ), которые позволили осуществлять сканирование мозга.

Действительно, некоторые функции не сохраняются на прежнем уровне, например, скорость обработки информации, но это оказывается не столь уж драматично. Мозг среднего возраста вместо того, чтобы сдаваться, адаптируется, использует для этого различные ресурсы, например, «билатеральность» обработки информации, то есть, если молодой мозг использует для различного вида обработки отдельные полушария головного мозга, то мозг среднего возраста использует в большей степени оба полушария совместно.  Благодаря этому быстрее происходит понимание ситуации . Можно предположить, что ключом к построению этого компенсаторного механизма является степень образования человека и его интеллектуальная работа.

Кроме того, если раньше считалось, что мозг теряет миллионы нервных клеток в течение жизни, то теперь показано, что при нормальном процессе старения клетки мозга не исчезают в больших количествах. Миэлин, белое покрытие нейронов, обеспечивающее их информационные связи продолжает расти даже во второй половине среднего возраста. Большинство клеток могут сохраняться очень долго, если дать им хотя бы полшанса, и они будут нормально функционировать в 80 и 90, и, возможно, дольше.

Что же нужно делать для нормального процесса старения мозга, для того, чтобы удержать наш мозг от разрушения в этом возрасте, чтобы человек до своего естественного конца сохранял ясный ум, не впадая в старческое слабоумие ? Ответить на этот вопрос пытается Барбара Страук в своей книге «Тайны мозга взрослого человека» с подзаголовком «Удивительные таланты и способности человека, который достиг середины жизни». Надо отдать ей должное – она перекопала огромное количество информации, провела десятки интервью с нейроучёными, психологами и исследователями в области когнитивных (познавательных) процессов, посетила ведущие институты в этой области. В приведённой библиографии свыше 200 источников.

Теряем ли мы разум? Иногда. Но то, что мы приобретаем, перевешивает то, что теряем.

Мы куда-то идём и потом забываем, зачем мы туда пришли; заказываем повторно книгу, которую уже заказали раньше, и потом это оказывается не та книга, которую вы хотели заказать, не можем вспомнить название ресторана, где мы только что пообедали … . Но, с другой стороны эти люди способны чётко структурировать сложные контракты между компаниями и, возвращаясь домой, готовить сложнейшее кулинарное блюдо. Они могут одновременно писать письмо по электронной почте, разбираться со счетами компании и участвовать в телеконференции с коллегами. Долговременные исследования реальных людей показали, что сама по себе природа старения мозга позволяет видеть мир более широко, ухватывать реальность целыми взаимосвязанными кусками, увязывать всё до мельчайших подробностей и даже повышает творческие возможности.

Золотая пора нашего мозга. Чуть медленнее, зато намного лучше.

В последнее время стали известны результаты долговременных исследований, которые показали, что люди в среднем возрасте (40 – 60 лет) лучше выполняли тесты, в которых задействованы важные и сложные когнитивные навыки, чем они же в свои 20 лет. Эти результаты  были получены в четырёх из шести тестируемых категорий – словарный запас, вербальная память, пространственная ориентация, индуктивное мышление. Вокруг нас много примеров, когда человек становится старше, но находится при этом в отличной физической форме и имеет отличные когнитивные навыки. В наше время интенсивно развивается область исследований, которая стремится понять, как можно поддержать высокий уровень работы мозга по мере старения. Выясняется, что успех, который продолжается долгие годы после молодости, значительно меньше зависит от врождённых генов, а в большей степени от того, что называют «сознательной практикой»: непрерывной работой над навыком и работой над ошибками –  это то, что возможно в любом возрасте.

Акцент на позитивном.

Миндалевидные тела мозжечка, амигдалы – это древнейшая часть мозга, она вступает в действие, когда нужно делать важный выбор – бороться или убежать. По мере старения амигдалы всё меньше и меньше реагируют  на негативные стимулы, наш мозг автоматически, подсознательно начинает делать упор на позитивном и отбрасывать негативное. Не смотря на это, мозг реагирует на угрозы столь же надёжно, миндалевидные тела продолжают выполнять свои функции.  По мере старения у нас накапливается избыток знаний по поводу осторожности, и возникает желание приукрасить ситуацию – сконцентрироваться на управлении эмоциями. Наименее позитивная идея – смерть, старея мы сильнее осознаём, как мало нам осталось. Поэтому нам важно поддерживать эмоциональную стабильность – осознавать негативные события и концентрироваться на позитивных. Обращённость на позитивное можно отметить и в других ситуациях, как в человеческом обществе, так и в животном мире. Если в человеческом сообществе или в группе приматов находятся бодрые и готовые помочь бабушки, то члены группы живут дольше, бабушки с более оптимистическим взглядом настраивают группу на достижение цели и выживание.

Уменьшается способность концентрироваться.

Способность концентрироваться – это одна из наиболее важных функций мозга, осуществляемая  лобными долями мозга блокированием ненужных деталей. Эта способность  с возрастом ухудшается. Возможно, это происходит из-за уменьшения скорости обработки информации, когда лобные доли мозга не успевают блокировать влияние отвлекающих факторов, что позволяет неважной информации проникнуть в мозг. Этот эффект, вероятно, и порождает такие  проблемы с кратковременной памятью, как забывание имён или забывание того, зачем вы только что что-то сделали. В утешение можно отметить, что уменьшение способности концентрироваться, когда «ненужная» информация проникает в мозг, может быть и полезным. Более широкое, менее сконцентрированное внимание может позволить человеку среднего возраста больше узнать о ситуации, что может быть полезным в нашем сумбурном мире, где не всё понятно, и это может оказаться важным в конечном итоге.

Возможно, что такое несколько расфокусированное внимание  будет неоценимо в творческом искании. Исследования показали, что мозг, свободный от мощной блокирующей функции, склонен к более креативным идеям. Если вы не концентрируетесь на центральной теме, если вы думаете о разных вещах одновременно, то иногда вы можете предложить новые связи, что свойственно дивергентному, креативному мышлению.

Способность одновременного использования обоих полушарий  мозга.

Это свойство называется билатеральной симметрией. В тех случаях, когда мозг среднего возраста теряет свои позиции в каких-то отношениях перед молодым мозгом, который для разных функций использует отдельные половины головного мозга, мозг среднего возраста старается компенсировать этот эффект тем, что привлекает для решения задач обе половины мозга. Кроме того, с использованием позитронно-эмиссионной томографии было выяснено, что при решении задач распознавания люди зрелого возраста использовали дополнительно к тем клеткам мозга, которые используются молодыми людьми, ещё и дополнительные области – мощные области лобной доли головного мозга. Это давало им возможность показывать настолько же хорошие результаты. Однако, это может иметь и негативную сторону в условиях многозадачности, когда ресурсов при старении мозга будет не хватать для решения всех задач.

Ещё одна особенность билатеральности – к ней более способны люди с хорошим  образованием и с большой интеллектуальной загруженностью. Чем выше образование, тем более вероятно, что человек зрелого возраста будет использовать лобные, наиболее развитые области мозга,  то есть  в некоторых случаях по мере старения может происходить не только деградация, но даже улучшение использования ресурсов мозга.

С возрастом растет вариативность индивидуальных способностей мозга.

Хотя трудности возникают у многих людей с возрастом, но исследования на лицах от 40 до 70 лет демонстрируют поразительную непохожесть одного человека на другого. Мозг отличается у разных людей в любом возрасте, но это отличие усиливается с возрастом. У некоторых мозг работает еще с остротой и ясностью, у других быстро теряет свои функции. Ключевой вопрос, почему мозг некоторых людей стареет, сохраняя основные функции, а других – нет?  И можно ли  точно определить разницу между нормальным старением и патологией, такой как болезнь Альцгеймера? Сам факт такой вариативности наводит на мысль о существовании некоторых факторов, которые влияют на отдельных индивидуумов. Может быть созданием некоторых условий можно обеспечить нормальный процесс старения для большинства людей. Такими факторами могут быть, например, параметры мозгового кровообращения

Когнитивный резерв мозга.

Известны случаи, когда у людей, сохранявших до глубокой старости ясный ум (их стали называть «беглецами»), после их смерти обнаруживался мозг сильно пораженный бляшками и клубками, характерными для старческого слабоумия. Возникает также вопрос, почему некоторые люди противостоят нарушениям мозга лучше, чем другие? Почему два человека переносят инсульт одинаковой степени, но один страдает тяжёлыми нарушениями, а другой ведёт нормальный образ жизни. Поскольку клетки мозга, нейроны не делятся и некоторые клетки отмирают, а мозг в течение его жизни накапливает повреждения, то считалось, что состояние мозга может только ухудшаться. Однако теперь мнение ученых изменилось – стали считать, что мозг в течение жизни поддается «починке» и даже может улучшать свое функционирование. Это становится возможным благодаря так называемому «когнитивному резерву», которым обладают некоторые люди или который они могут развить. Этот резерв – возможность создания более сильных, гибких и эффективных связей в мозге. Содержание и возможности когнитивного резерва еще только исследуются, но это хорошая новость для среднего возраста.

Значит, для того, чтобы «убежать» нужно иметь большой мозг с большим количеством нейронов. Между размером мозга и резервом наблюдается зависимость, но когнитивный резерв оказывается значительно более сложным и всеобъемлющим явлением. Одним из наиболее важных факторов, который создает эти дополнительные ресурсы, является образование. Люди с более высоким образованием лучше «зовут на помощь» различные части своего мозга, когда это необходимо. Образование изменяет мозг. У людей с низким уровнем образования чаще развивается деменция и болезнь Альцгеймера. Замечено было также, что представители более сложных профессий, включающих работу с людьми, а не повторяющиеся операции на станке или конвейере, значительно реже страдали старческим слабоумием. Еще одно подтверждение этого. Если взять двух пожилых людей с со сходными признаками деменции, то у человека с лучшим образованием будет более низкий уровень церебрального кровотока – признака более высокого уровня патологии. То есть у человека с более высоким образованием состояние мозга было хуже, но что-то защищало его от проявления слабоумия! Ему лучше дожить до 80 – 90 лет без очевидных проблем, а затем испытать краткосрочное ухудшение и смерть, чем годами жить умственно неполноценным.

Еще один фактор, влияющий на риск деменции – это когнитивно- стимулирующие действия, то есть наличие интеллектуальной работы мозга. Физические, интеллектуальные и социальные действия в целом защищают от снижения когнитивных способностей и развития старческого слабоумия. Исследования показывают также, что резерв мозга можно вырабатывать в любой период нашей жизни. Неясно только, что принесёт больший эффект – занятие садоводством или физикой элементарных частиц!

Тренируя тело –  тренируем мозг.

Исследования позволяют сделать вывод, что наиболее эффективным средством , дающим мозгу хорошее состояние – это физические упражнения, особенно аэробные, которые также полезны для мозга, как и для сердечно- сосудистой системы. Как и все клетки, клетки мозга нуждаются в кислороде. Все то, что нам советуют для сердца: контролировать давление, уровень холестерина, сохранять эластичность артерий, так же полезно, если не более полезно, для нашего мозга. В эксперименте на мышах было обнаружено, что у мышей, которые длительное время в клетке крутили свои колеса, в мозге были обнаружены новые клетки мозга, то есть упражнения инициировали процесс порождения новых нейронов. Позднее было обнаружено, что в мозгу человека также могут появляться новые нейроны. Это были сенсационные открытия, опровергавшее старую догму, что в мозге нервные пути неизменны, все может умереть но ничто не может возродиться. В одном из исследований было обнаружено, что люди старше 60 лет, которые выполняли регулярные аэробные упражнения в течение 6 месяцев, повысили объем серого вещества лобных долей, которое состоит из нейронов, а так же объем белого вещества мозолистого тела, «моста» нервной ткани, который соединяет правое и левое полушария, снижение массы которого связано  с уменьшением скорости мышления.

Пища для мозга.

Если уж так много неясного в теме питания и здоровья, то еще меньше понятного, как пища влияет на процессы старения мозга. Популярна тема антиоксидантов, теме антиоксидантов и старения уже более 30 лет, но она по-прежнему в центре внимания в исследованиях старения мозга. В США даже ранжировали продукты питания по содержанию в них антиоксидантов. После этого там стали поглощать корзинками чернику, которая в списке этих продуктов занимает одно из лидирующих мест. Действительно, крысы на специальной диете, обогащенной черникой, шпинатом или спирулиной меньше теряли мозговой ткани и их двигательная функция лучше восстанавливалась после инсульта. Собаки на диете из фруктов, овощей, витаминов, и которым позволялось физически двигаться также показывали лучшие результаты при последующем обучении. Однако большинство испытаний влияния витамина С, или Е, или гинкго билоба на когнитивные функции дали неоднозначные результаты. Исследуется также влияние эстрогена, продуктов, содержащих вещества, препятствующие воспалению, ростраветрола, содержащегося в кожуре красного винограда, и пр. Многие сейчас, вдохновленные результатами испытаний на животных, пытаются использовать определенный набор продуктов, и даже медикаменты, чтобы подстегнуть работу мозга . Вниманием пользуется также низкокалорийная диета. Например, продолжается 20-летний эксперимент над обезьянами, сидящими на диете с пониженной калорийностью, и его первые результаты кажутся обещающими.

Обдумывая все это, вполне возможно, что мы придем туда, откуда начали, доказав, что мамы и бабушки были правы, говоря нам: «Ешьте фрукты и овощи».

Гимнастика для мозга.

Идея заключается в следующем: те, кто адаптируется и начинает использовать оба полушария или заставляет свои мощные лобные доли мозга работать интенсивнее, когда это необходимо, способны поддерживать более высокую когнитивную форму. Возникает вопрос: можно ли обучить этим техникам? Многие исследователи отвечают на этот вопрос положительно, мозг адаптируется и включает дополнительные силы. Очевидно, что это выходит далеко за рамки кроссвордов. В частности, становятся популярными специальные видеоигры. В старости мы начинаем вести себя все более стереотипно и ограниченно, не работаем над поддержанием высокого уровня работы нашего мозга. Только лишь получать новую информацию недостаточно. Удержаться от лености ума может помочь специально подобранный тренинг для каждой функции мозга. Мы должны напрягать наш мозг. Это должно быть достаточно сложным, но не настолько, чтобы потерять концентрацию.Нужно выходить за пределы того,что нам удобно и приятно.

О значении эмоций.

Пока суд да дело, постараемся получить от всего этого удовольствие, потому что наше настроение удивительно важно для мозга. Доказано, что люди, которые настроены менее мрачно, чувствуют себя менее одиноко, счастливы в браке или в других отношениях со своими друзьями или даже животными – своими питомцами, имеют меньший риск заработать сердечно- сосудистые заболевания или болезнь Альцгеймера, у них лучшие шансы остаться в ясном кме и и твердой памяти и в конечном итоге большие шансы на  долгую жизнь. Одно недавнее исследование в Англии, показало, что люди среднего возраста, которые просто регулярно заходили в паб на своей улице, имели лучшие когнитивные навыки, чем их соседи, которые в основном сидели дома. Даже то, как человек воспринимает сам себя, может иметь значение. В одном исследовании было показано, что память пожилых людей улучшалась после того, как они видели положительные слова о старении.

В заключение.

Любопытный способ оценки возраста предложил экономист Стэнфордского университета Джон Б. Шовен. Учитывая, что продолжительность жизни увеличивается, возраст нужно определять не годами жизни с момента рождения, а годами, которые человек еще должен прожить. Это означает, что, если у вас менее одного процента умереть в течение года, вы можете считать себя молодым, и вы не станете старым, пока у вас не будет 4% риска умереть в течение года. Средний возраст по этой замечательной системе будет определяться по риску смертности от 1 до 4 %. Тогда по данным для США средний возраст будет начинаться для мужчин в 58 лет, а для женщин – в 63 года. Официально пожилыми мужчины становятся в 73 года, а женщины – в 78 лет.

.

 

Расскажите друзьям
Общайтесь!

No related posts.




К записи "Старение мозга" оставлено 7 коммент.

Мне нравится Ваш сайт. Это Ваше хобби или профессиональный интерес?

Профессиональный интерес, по идее, должен быть у врачей, но в реальной жизни врачи лечат от болезней, а как сохранить здоровье и не болеть — с этим сложнее. Когда я этим заинтересовался, был поражен, насколько все неоднозначно и часто противоречиво. Интересно сопоставить разные точки зрения.

Спасибо большое за Вашу статью, очень интересно, лаконично, но при этом содержательно и полезно. Я также увлекаюсь подобной тематикой, и была приятно удивлена Вашим ресурсом!

Здравствуйте, Наталья! В тематике здоровья очень много информации, часто противоречивой. Но, как я понял, люди часто незнакомы с действительно ценными источниками. Поэтому надеюсь, что материалы моего сайта будут полезны читателям, так как я сейчас уделяю много времени изучению вопросов сохранения здоровья и активного долголетия, а эту возможность имеют не все, для кого это актуально. Знакомы ли вы с трудами Галины Шаталовой?

Очень интересная и познавательная статья. А какие тренинги Вы можете порекомендовать для развития обоих полушарий мозга? Людвиг, если не секрет, как Вы лично тренируетесь?

Я совсем не занимаюсь исследованиями в этой теме. Просто книга Барбары Страук показалась мне довольно интересной, и я рассказал о ней в своем блоге. В тексте есть такая фраза: “Удержаться от лености ума может помочь специально подобранный тренинг для каждой функции мозга.” Эта фраза, видимо, и вызвала Ваш вопрос. Увы, я не подписываюсь под этим! Вообще, я не очень хорошо отношусь к тренингам, как таковым. Самый лучший тренинг — это жизнь. Чтобы тренировать мозг нужно работать головой в какой-то реальной задаче, не задумываясь о том, какая там частичка мозга тренируется. Теперь, даже если человек живет в глухом лесу, он вполне может найти свою задачу в Интернете. Заодно отвечу и на вопрос о мне лично — не смотря на свой глубоко пенсионный возраст, сейчас я осваиваю работу в Яндекс-Директ, там есть большой простор, чтобы поломать голову:-). Так что сами придумайте себе тренинг.Главное, чтобы для Вас это было жизненно актуально и интересно. Желаю успехов!

Очень интересный материал. Спасибо! И абсолютно согласна с Вами, что надо тренировать мозг, не лениться, не сидеть, а преодолевать свою инертность. Интернет для этого дает огромное поле для развития. Действительно, главное, чтобы было интересно.


Оставить комментарий

Подписка на рассылку

Управление

Архивы

Поиск информации по месяцам